ЗаПрилавком.Ру
 


Рекомендуем:
Московская Единая Справочная

Московская Единая Справочная – б/у оборудование из первых рук!
Справочная оказывает круглосуточную помощь не только в покупке и продаже торгового оборудования, а так же активно развивает направление обмена оборудования.

Рекомендуем:
Холодильный Мир

В перечень предложений компании “Холодильный Мир” входит: аренда, продажа и монтаж холодильного оборудования б/у, торговое оборудование б/у для магазинов, холодильные шкафы б/у, морозильные лари б/у, холодильные прилавки б/у, холодильные, морозильные установки и агрегаты, морозильные витрины б/у, торговые стеллажи.

Рекомендуем:
Торговый Дом Оборудования

"Торговый Дом Оборудования" - крупнейшая компания на вторичном рынке торгового и холодильного оборудования в России. Десять лет на рынке б/у оборудования для торговли. Общая площадь торговых залов более 3.000 кв. метров, более 2.000 ед. оборудования.
gts


Ритейлерство со школьной скамьи

Современные реалии приводят к осознанию существования кадрового дефицита среди ритейлеров. Ритейлеры, наблюдая объективность роста розничного рынка, приходят к неутешительным для себя выводам о бесперспективности работы в розничной торговле. Данный вид проблем требует серьезных решений.

Большинство менеджеров сегодня говорят о дефиците кадров. Рынок ритейла является самым проблемообразующим. Текучка кадров определяет нехватку специалистов во многих областях:

  • торговых;
  • технических;
  • производственных;
  • складского обслуживания;
  • распределительных центров.

Текучка кадров составляет примерно половину от общего состава служащих в год. Но именно эта половина и будет составлять костяк в предприятиях розничной торговли. Возникает вопрос о разрыве между спросом и предложением. Если рассматривать не только объективные причины, то разрыв шокирует даже специалистов – примерно в полтора, два раза.

Темпы развития розничных центров усиливаются не только в центре, но и по периферии. За счет масштабного развития розничных предприятий, растет и спрос на квалифицированный персонал.

Фактически сейчас происходит вполне нормальное явление – отсутствие необходимого количества работников в связи с наличием слишком большого количества вакантных мест. Более того, поиск работников затрагивает не только основной персонал, но и позиции линейных менеджеров, руководящие посты.

Немаловажно и то, что многие дипломированные выпускники вузов отказываются идти работать в розничных магазинах. Здесь имеют место субъективные факторы. К ним можно отнести:

  • недостаточная заработная плата;
  • статус в обществе;
  • перспектива дальнейшего развития.

Молодые специалисты хотят получить многое и сразу, но при этом не задумываются, что знаний, которые они получают на теоретическом уровне, не хватит для реализации потенциала на практике. Тем более что в России теория и практика зачастую не совпадают. Динамика развития розничного центра в России слишком сильна. В ВУЗах только начинается внедрение технологий и программ, ориентированных специально на современный ритейл. Требуется определенное время для использования на практике полученных навыков. Проблема заключается в несвоевременности реакции ВУЗов на изменения рынка. В связи с этим следует выделить самые дефицитные сферы в ритейлерстве: специализация в области продаж, закупщики-профессионалы, логисты. В данном случае подразумевается ситуация в центральных регионах России. В периферийной зоне, т.е. вне центра нанять дипломированного специалиста с направлением в области торговли гораздо сложнее. Это проблема многих торговых сетей. В свою очередь имеется минимум три эффективных направления в решении проблемы кадрового дефицита:

  • заказ специалистов в ВУЗах;
  • корпоративное образование;
  • аутсорсинг.

На данный момент наиболее приемлемым остается вариант набора и отбора специалистов прямо со школьной скамьи, т.е. изначальная подготовка необходимых специалистов. Для этого требуется развитие программ сотрудничества не только с ВУЗами, но и профессиональными училищами.

Данная схема применяется на службе многих торговых сетей.

Выбор учебных заведений определяется профилем образования (подготовка кассиров, продавцов-консультантов), максимально приближенным месторасположением к торговым центрам. В свою очередь, профессиональные училища и другие учебные заведения должны быть подготовлены к этому. Специально созданная программа по подготовке дипломированных специалистов будет состоять из трех блоков: теории, методологии для мастеров производственного обучения, специальных учебных тетрадей для студентов. Факультативы будут брать на себя теорию, включающую в себя такие элементы как товароведение, организация закупок, создание и использование электронных программ по оптимизации торговли и т.д. Методическая часть будет разрабатываться согласно направленности обучения. Акцент будет делаться на прохождение практики на предприятии. Учебные тетради будут представлять собой электронный вариант отметок и результатов прохождения практики. Многие из таких программ уже имеются на вооружении у HR, которые первые осознали необходимость подготовки дипломированных специалистов со школьной скамьи. Одним из самых революционных направлений в решении данного вида проблем является подготовка не единичного специалиста в области розничной торговли, но целой команды профессионалов во главе с топ-менеджером. Таким образом, происходит подготовка кадров «под ключ». Т.е. создание работоспособного коллектива для действующей или разрабатываемой компании. Данный вариант не является самым популярным. В связи с долгосрочностью и затратностью проекта.

Преимуществом пользуется упрощенная схема, когда используются услуги специализированных компаний по поиску и подготовке профессиональных кадров для розничных сетей. Предполагается отдельный поиск кандидатов на позицию топ-менеджера и позиции линейных менеджеров. При этом обучение, подготовка и переподготовка персонала осуществляется корпоративным центром предприятия.

Корпоративный центр обучения будет сокращать разрыв между теорией и практикой. Эта схема уже давно реализуется в большинстве торговых сетей. Тенденции бизнеса показали, что в России будет снижаться планка требований к персоналу всех уровней, что значительно облегчит поиск линейного персонала. Опыт работы заменяется специализированным обучением на базе корпоративного центра и дальнейшей стажировкой в компании (предприятии). По итогам будет выноситься решение о приеме на работу соискателя или отказе. Казалось бы, что это очередная затратная статья. Многие кадровики говорят о противоположном понятии. Реализация данного вида программы является не что иное, как инвестиции в кадровый потенциал. Этот потенциал будет развивать конкурентоспособность компании на рынке. Рентабельность данного вида проекта очевидна.

В будущем корпоративное образование, прежде всего, будет определять стимулы для дальнейшего карьерного роста сотрудников. Согласно этому утверждению многие кадровики считают, что процесс обучения должен быть постоянным, только так сотрудники будут оставаться в статусе профессионалов, можно сказать «на гребне волны».

Конечно же, данный вид подготовки приемлем на данный момент времени только для крупных розничных продавцов. Что же делать небольшим организациям. Для них приемлемо применение наставничества без отрыва от производства, а так же внешнее обучение.

И все же основой на сегодняшний день является единство мнений большинства HR-директоров.

Ни один корпоративный центр обучения не имеет той эффективности в плане подготовки дипломированных специалистов в области розничной торговли как профессиональные учебные заведения. Конкуренции здесь и не может быть. Профессиональное учебное заведение дает базис знаний, фундамент в торговле, коммерции. На этом фундаменте и происходит дальнейшее развитие. По большому счету корпоративный центр и не станет конкурировать, он решает круг задач несколько иного плана.

А опыт в сфере торговли, полученный во время практики, помноженный на теоретическую основу дает заведомо больший и продуктивный результат. Данный плюс закрывает минус времени на подготовку данного вида специалиста.

Версия для печати
 Оценка читателей:      
Архив статей

Читайте также:

.